Простые правила для успеха мобильного приложения. Юзабилити-тестирование: создание мобильного приложения, которому будут доверять

Содержание

Простые правила для успеха мобильного приложения. Юзабилити-тестирование: создание мобильного приложения, которому будут доверять

С приятным, на ваш взгляд, дизайном, удобным функционалом, полезными опциями, выпустили релиз продукта, но… Несмотря на мощную маркетинговую поддержку, пользователи стали уходить к конкурентам.

В чем же дело? Причин может быть несколько. Одна из наиболее вероятных – проблемы с юзабилити вашего мобильного приложения. Избежать такой ситуации, заранее устранить все недостатки и поможет грамотное юзабилити-тестирование. Порядок действий при этом следующий.

Шаг 1. Установка в мобильное приложение системы аналитики

При разработке мобильного приложения стоит сразу встроить в него : Яндекс.Метрику, Google.Analytics, Flurry, Mixpanel. Через некоторое время, допустим, через месяц, сервис предоставит информацию о том, кто, а главное, как пользуется мобильным приложением.

Например, Flurry анализирует:

  • количество и основные характеристики пользователей (гендерную принадлежность, возраст, географию использования приложения)
  • периодичность запуска приложения
  • количество и длину сессий
  • навигацию и события внутри приложения (переходы между экранами)
  • сбои в работе

Все эти данные помогут понять, по каким траекториям передвигаются пользователи внутри приложения, с каких экранов они чаще всего уходят, и с чем это может быть связано.

Допустим, в большинстве случаев пользователь выходит из приложения на этапе заполнения корзины. Какие могут быть причины?

  • Посетитель не может разобраться, как заполнить основные поля в Корзине.
  • Не видит часть товаров в Корзине и не понимает, добавлены они или нет.
  • Пользователю не очевидно, прошла оплата или возникли какие-то затруднения.

Для проверки гипотез отказа от приложения нужно протестировать юзабилити приложения на различных персонажах и сценариях.

Шаг 2. Создание персонажей и сценариев работы в мобильном приложении

Персонажи и сценарии – неплохой инструмент для описания целевой аудитории приложения.

Персонаж – это, с одной стороны, некая абстракция, смоделированный представитель сегмента аудитории, а с другой – вполне конкретная личность со своими особенностями поведения, привычками, потребностями. На их основе и строится пользовательский сценарий взаимодействия с приложением.

В случае с приложением для онлайн-покупок, сценарий может выглядеть примерно так:

После установки системы аналитики, создания персонажей и сценариев использования мобильного приложения, самое время переходить к…

Шаг 3. Собственно юзабилити-тестирование

Для теста юзабилити мобильного приложения нужно найти несколько человек, максимально соответствующих описанию персонажей, составить для них список задач таким образом, чтобы респонденты прошли нужные сценарии в приложении. Если в приложении предусмотрена покупка товаров или услуг, необходимо предоставить пользователям банковскую карту.

В ходе тестирования перед респондентами следует поставить конкретные цели и наблюдать, как именно они будут реализовываться.

В листах оценки юзабилити следует отметить:

  • была ли достигнута цель в мобильном приложении
  • какие сложности возникли в ходе тестирования
  • сколько времени пришлось потратить пользователю на достижение цели

Шаг 4. Анализ полученных данных

После тестирования следует изучить листы оценки и проанализировать, на каких этапах работы в мобильном приложении возникают сложности.

Одна из возможных причин – ошибки в . Перегруженный интерфейс, сложная и непонятная навигация, многоступенчатая система регистрации – всё это запутает пользователя и не даст ему совершить в приложении целевые действия.

Шаг 5. Выводы и устранение ошибок

Составив список критических ошибок, нужно выполнить улучшение юзабилити мобильного приложения, а затем провести контрольный тест и убедиться в том, что работа приложения стала гораздо лучше.

Юзабилити-тестирование мобильного приложения – важная часть его успеха у целевой аудитории. Проводить аудит юзабилити рекомендуется и на этапе прототипа, и после выхода релиза мобильного приложения. А затем пару раз в год – для своевременного устранения ошибок и, безусловно, чтобы оставаться в тренде мобильной разработки.

Невероятный рост популярности мобильных приложений и сервисов сделало работу UX дизайнера более сложной и интересной. Приложения становятся интереснее, сложнее, и, в связи с этим, сложнее их становится не только разрабатывать, но и тестировать. Тестирование приложения с точки зрения пользователя теперь стало как никогда важным этапом разработки.

К сожалению, в отличие от ситуации с разработкой десктопных приложений, для тестирования и записи тестов юзабилити мобильных приложений нет такого специального программного обеспечения, типа Silverback или Camtasia, которое можно «достать из коробки» и начать тестить.

Даже если вы не разрабатываете мобильное приложение, есть вероятность, что большая часть трафика на ваш сайт приходит как раз по мобильным каналам. Проведение регулярных тестов мобильного юзабилити является практически единственным способом оценить то, насколько хорошо этот канал работает для ваших клиентов, насколько он им полезен и удобен.

Потребуется немного «хакинга». Нет, речь не о взломе, а скорее о нетривиальных методах использования некоторых вещей. Мы считаем, что существует один такой «хак», который смело можно назвать лучшим в своем роде. Если вы хотите протестить юзабилити приложения для iPhone или устройства на Android OS, то решение, о котором мы расскажем, вы найдете весьма высококачественным, продуктивным и доступным.

Немного истории: провода и клейкая лента

В былые дни, мы использовали «сани», чтобы установить смартфон и камеру в положение, которое давало бы нам возможность записывать то, что происходит на экране смартфона в тот момент, когда им пользуется пользователь. Чтобы создать сани, мы купили какую-то штуку (увидите на фотографии ниже) из акрила, которая подошла нам по форме, и согнули ее определенным образом.

Мы закрепили веб-камеру на этих «санях» с помощью клейкой ленты, а на противоположной стороне — телефон с помощью липучек. Оглядываясь назад, можно сказать, что устройство выглядело довольно стремно и сыро. Это было не очень естественно и еще менее удобно для пользователей, которые смартфон привыкли держать двумя руками одновременно.

Технически это не было надежным. Мы использовали две камеры, подключенные к одному ноутбуку (камера на «санях» и встроенная камера ноутбука), у нас должны были работать одновременно два приложения для работы с камерами. Это все вело к понижению производительности всей системы, сложности в работе возникали частенько.

Предостаточно было и прочих вопросов, вроде бликов экрана и фокуса камеры. В целом, на настройку и стабилизацию такой системы в купе со средой тестирования уходило много времени, но это лучшее решение, которое нам было известно на то время. Для пользователей, которые, по сценарию, должны были пользоваться приложением «под запись», такая установка, тем не менее, выглядела очень неестественной.

Пожалуй, более современный и подходящий способ — беспроводная связь

В идеале, оборудование и ПО для тестирования должны быть невидимыми для пользователей. Мы хотим симулировать максимально естественную среду, насколько это возможно для пользователей смартфонов — без проводов, камер, и прочих подручных приспособлений.

Команде разработчиков UX необходимо фокусироваться на изучении и понимании. Мы не хотим потеть над установкой и беспокоиться об отключениях.

Расскажем вам о простом сетапе, который позволяет нам достичь всех этих целей. Он позволит команде UX-дизайнеров сосредоточиться на том, что действительно имеет значение, а пользователям — на своих телефонах. Эта система максимально надежна и ее можно смело использовать в работе, что мы и делаем.

Мы сосредоточимся на тестировании юзабилити на смартфонах, используя MacBook в качестве устройства записи. Тем не менее, с ПК на Windows система работает тоже.

Чтобы узнать насколько удобен сайт или другой программный продукт для пользователей, надо спросить об этом у них самих. Но считается, что тестирование на «на живых людях» отнимает много сил и времени у разработчика и/или владельца ресурса.

На этот случай существуют онлайн инструменты для юзабилити-тестирования. Они помогают выяснить, насколько продукт соответствует ожиданиям пользователей, и в то же время, экономят время и средства на проведение исследований.

В этой статье представлен обзор десяти простых и доступных инструментов для юзабилити-тестирования сайтов. Что приятно, всеми описанными приложениями, за исключением последнего, можно воспользоваться бесплатно: они вообще не требуют оплаты или имеют бесплатные версии с ограниченным функционалом.

Сначала идет описание всех десяти приложений, а затем сравнительная таблица, где отражены их основные характеристики.

UsabilityHub

На сайте доступны три онлайн инструмента, позволяющие тестировать юзабилити сайта или веб-приложения по скриншотам страниц.

Optimal Workshop

На сайте OptimalWorkshop можно оптимизировать сайт, используя три разных инструмента:

  • Optimalsort — это инструмент, который помогает организовать структуру сайта с помощью метода сортировки карточек .
  • Treejack — приложение для тестирования многоуровневой информационной архитектуры (ИА) сайта. Чтобы начать тестирование, структуру веб-сайта необходимо организовать как таблицу и загрузить в Treejack.
  • Calkmark предназначен для тестирования юзабилити веб-страниц. Он помогает понять, насколько просто (или сложно) пользователям сайта находить нужную информацию. Чтобы начать работу, загружаем скриншот веб-страницы и ставим перед пользователями какую-либо задачу. Calkmark накапливает ответы и выдает результаты тестирования в виде тепловой карты кликов, а также сообщает среднее время, необходимое для выполнения каждой задачи.

Для каждого вида тестирования мы сами ставим задачи, а затем сами находим пользователей и приглашаем их поучаствовать в исследовании.

В бесплатной версии можно создавать только небольшие проекты, со следующими ограничениями:

  • OptimalSort: десять участников и 30 карточек за один опрос.
  • Chalkmark и Treejack: 10 участников и 3 обследуемые задачи за один опрос.

Этот бесплатный онлайн инструмент можно интегрировать на сайт. Он создает небольшой опрос посетителей сайта, состоящий всего из 4 вопросов. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы можно было выявить наиболее достоверную обратную связь от пользователей.

Интегрируется с Google Analytics и доступен на 10 языках, хотя русского, к сожалению, среди них пока нет.

Feng-GUI

Feng-GUI имитирует взгляд пользователя в течение первых 5 секунд воздействия визуального эффекта. Это приложение создает карту движения глаз по странице (heatmap) на основе алгоритма, который предсказывает, на что, скорее всего, будет смотреть реальный человек.

Прямо на главной странице сайта можно загрузить скриншот и увидеть вероятные области повышенного внимания посетителя.

ClickHeat

Это бесплатное программное обеспечение с открытым кодом интегрируется на сайт и создает визуальную тепловую карту кликов посетителей веб-страницы. А так как код ClickHeat находится непосредственно на сервере, то карта отражает результат работы реальных пользователей сайта.

WebVisor

Российская система, которая после установки javasript-кода на страницы сайта, позволяет отслеживать и анализировать поведение пользователей.

С ее помощью можно:

  • Записывать действия посетителей сайта: клики, скроллинг, нажатие клавиш, заполнение форм, выделение и копирование текста.
  • Воспроизводить записанные действия в режиме «живого видео».
  • Проводить детальную аналитику поведения посетителей веб-сайта.
  • Составлять карты активности пользователей: тепловые карты кликов, карты внимания и карты скроллинга.

В бесплатной версии записываются 100 посещений в день, воспроизводятся для анализа 2 из них, а данные хранятся в системе WebVisor в течении двух суток.

SitePolice

Еще один русскоязычный онлайн инструмент для юзабилити-тестирования сайтов. Он дает возможность владельцам сайта протестировать свой ресурс при помощи аудиторов, а аудиторам заработать своим трудом.

Как это работает?
  • Заказчик выставляет свой сайт на суд «полицейских», формулирует несколько вопросов, на которые хотел бы получить ответы и выбирает тарифный план аудита.
  • Аудиторы пишут отчет по сайту в практически свободной форме. В отчете есть только два обязательных раздела: «анализ юзабилити сайта и способы решения проблем» и «общий вывод». За свои отчеты и активность на сайте «полицейские» получают баллы, которые потом могут превратить в деньги.
  • Если заказчик аудита не против, то все отчеты «полицейских» остаются на сайте сервиса для общего просмотра.

К сожалению, бесплатной или тестовой версии сервиса для заказчиков аудита не существует.

Сравнительная таблица инструментов для юзабилити-тестирования

Название
Русский язык
Кто тестирует
Объекты тестирования
Результаты тестирования
Наличие
бесплатной
версии
UsabilityHub Есть Тестеры сервиса; другие пользователи UsabilityHub Скриншот веб-страницы Ответы на вопросы, сформулированные в начале теста; тепловая карта кликов Бесплатно с ограничением — пользователи бесплатной версии должны сами тестировать чужие сайты
UserPlus Есть Своими силами с помощью опросника; тестеры сервиса (в бета-версии) Скриншот веб-страницы Оценка страницы на соответствие международным стандартам Бесплатно с ограничением — один скриншот в месяц

Никто не любит сырой продукт и, при возникновении любых проблем с мобильным приложением, гневно вспоминает криворуких разработчиков. Заказчику и пользователям не важно, сколько сил было потрачено на реализацию хитрого алгоритма кэширования приложения в фоновом режиме. В большинстве случаев, они по-настоящему оценят только визуальную часть и работу с интерфейсом.

Для своих сотрудников мы создали чек-лист распространенных ошибок в юзабилити мобильного приложения. Этот список стал удобным инструментом для тест-драйва очередного продукта перед сдачей. Мои коллеги-разработчики проверяют по нему самих себя, а тестировщики — принимают работу программистов.

Итак, приступим.

Работа с экранами

    Все навигационные элементы на дисплее обязаны иметь достаточный размер и быть расположенными на оптимальном расстоянии друг от друга (таком, чтобы пользователь однозначно попадал по нужным);

    Приложение не должно падать при быстром многократном нажатии одной и нескольких кнопок одновременно;

    Никаких пустых экранов. Важно, чтобы пользователь, на каждом этапе работы с приложением, понимал, что ему делать дальше, и что происходит прямо сейчас.

Ресурсы памяти

    Утечка памяти может возникать во время продолжительной работы внутри приложения, и на окнах со значительным количеством изображений. Часто проявляется, если кэширование картинок работает некорректно;

    Ошибки приложения могут появляться в ответ на недостаток памяти для функционирования ОС смартфона — тестируйте как во время работы в фоновом, так и в активном режиме;

    Системные ошибки при переносе или установке приложения на SD-карту — очевидная, но распространенная проблема;

Технические особенности дисплеев и ОС мобильных устройств

    На ретина-дисплеях текст и другие элементы интерфейса показываются мельче, чем на обычных. Соответственно, если изображения для ретина-экрана попадут в неретина версию — они могут отобразится просто огромными;

    Должна быть предусмотрена адаптация приложения к ландшафтному и портретному режиму смартфона;

    Проверка версии ОС при установке обязана исключить возможность установки приложения на не поддерживаемое мобильное устройство;

    Важно, чтобы визуальные компоненты приложения соответствовали своему назначению по смыслу и концепциям платформы (решения,оптимальные для одной платформы, запросто могут стать неуместными в другой);

Реакция на внешние раздражители

    Оповещения других приложений, звонки, SMS, MMS;

    Зарядка устройства.

    Разрядка, выключение или изъятие аккумулятора устройства;

    Время и условия перехода устройства в режим ожидания, включая защиту паролем;

    Отключение и включение сотовой сети, режима в самолете, Bluetooth, GPS.

    Подключение и отключение USB-кабеля, SD-карты и других внешних устройств;

    Утеря связи с прокси или сервером;

Локализация

    Проверка правильности и корректности перевода;

    Уточнение соответствия всех надписей формам и кнопкам, к которым они относятся;

    Проверка специфических особенностей интернационализации, разделителей в числах, форматов дат. Например, мы привыкли к дате в формате ДД.ММ.РР, в то время, как для американцев общепринятая ММ.ДД.РР.

Обратная связь

    Скорость отклика элементов интерфейса должна быть достаточно большая, даже на самых слабых устройствах из всех, которые поддерживает ваше приложение;

    Индикатор загрузки контента или соответствующее сообщение о требуемом времени должно показываться в каждый момент ожидания;

    Оповещения с ошибкой доступа к сотовой сети, Bluetooth, GPS должны отображаться корректно;

    Сообщения-предостережения должны быть очевидны для пользователя, если он пытается удалить важную информацию;

    Уведомления об окончании игры или процесса должны отображаться всегда и корректно;

    Важна синхронность уведомлений (звуков и вибраций приложения) с другими событиями, которые отображаются на экране.

Обновления

    Должна поддерживаться та же версия операционной системы, что и у предыдущей версии приложения — если обновленная версия приложения использует новый функционал операционной системы, то нужно сделать урезанную версию приложения для предыдущих поддерживаемых версий ОС.

    Все данные пользователя внутри приложения обязаны сохраняться после установки обновленной версии.

Приведем простой пример из практики компании — Lifestyle приложение TRENDMEON . В изначальной версии приложения, при первом запуске приложения скачивалась сразу вся база скидок, и потом отображалась локально.

Но вскоре обнаружилась проблема — если у пользователя был медленный интернет, база скидок подгружалась медленно. Пользователи воспринимали это как глюк. Они считали, что приложение зависло и выходили из него. После первых нескольких негативных отзывов мы изменили алгоритм отображения скидок (теперь подгружается не вся база сразу), чем уменьшили время ожидания при первом заходе до 1 секунды. Дополнительно мы уведомляем пользователя о возможных задержках при первом заходе в приложение.

Примеров мелочей, которые оказывались ключевыми, было немало в нашей практике. Мы будем рады, если наш обобщенный список основных из них поможет и другим компаниям в разработке их собственных мобильных приложений. Приглашаем обменяться опытом в комментариях.

Компании по юзабилити тестированию выполняют такую верификацию для того, чтобы помочь разработчикам создать быстрые и простые в использовании приложения. Главная цель – обеспечить удобство пользования приложением, создать интерфейс, соответствующий общим стандартам.

Выполняя юзабилити тестирование, тестировщику нужно:

  • убедиться, что кнопки соответствующего размера и что они удобны для больших пальцев;
  • расположить кнопки в одной области экрана, чтобы не сбивать с толку пользователей;
  • проверить, расположены ли изображения и иконки в соответствии со средой приложения;
  • убедиться, что цвет кнопок, выполняющих те же функции, совпадает;
  • убедиться, что система функционирует корректно при увеличении и уменьшении масштаба;
  • обеспечить минимальный ввод с клавиатуры;
  • выяснить, можно ли вернуться или отменить действие в случае нажатия неверной клавиши;
  • выяснить, не перегружены ли контекстные меню, так как они предполагают быстрое использование;
  • проверить, насколько текст прост, понятен и виден ли пользователю;
  • убедиться, что короткие предложения и абзацы читабельны;
  • найти оптимальный размер шрифта;
  • убедиться, что в случае загрузки большого объема информации, приложение предупреждает пользователя о возможных сбоях;
  • проверить, возможно ли выйти из приложения в любом режиме работы, и возобновит ли оно работу в том же режиме;
  • проверить, все ли строки отображаются на необходимом языке, и содержит ли приложение опцию перевода;
  • убедиться, что компоненты приложения синхронизируются с действиями пользователя;
  • обеспечить руководство, которое могло бы помочь понять приложение и использовать его эффективно.

Тестирование мобильного приложения выполняется с помощью участия пользователей, так как только реальные люди могут понять субъективные ощущения, вызванные работой с приложением.

Тестирование мобильных приложений — это метод тестирования, нацеленный на определение уровня удобства пользования, обучаемости, понятности и привлекательности для целевой аудитории продукта, разрабатываемого в контексте определенных условий.

Уровень юзабилити оценивается следующими пунктами:

  • Производительность и эффективность – сколько времени и этапов потребуется пользователю для выполнения основных заданий приложения; например, разместить новость, зарегистрироваться, совершить покупку (чем меньше нужно времени и шагов – тем лучше).
  • Точность – сколько ошибок совершает пользователь во время работы приложения?
  • Активация памяти (напоминание) – как долго пользователь помнит, как пользоваться приложением после задержки в работе в течение длительного периода времени? (Повторяющееся выполнение операций после задержки должно быть быстрее, чем у нового пользователя).
  • Эмоциональная отдача – как чувствует себя пользователь после выполнения задачи: он испытывает смешанные чувства, стресс, или ему, наоборот, все понравилось? Посоветует ли он систему своим друзьям?

Два принципа улучшения удобства пользования:

  • «Защита от дурака» — если в поле предлагается ввести номер телефона, то диапазон должен быть ограничен только номерами, и клавиатура должна быть оформлена соответствующим образом. То же должно быть сделано для электронной почты и других элементов, предполагающих ввод данных.
  • Цикл Деминга (Plan-Do-Study-Act) – это означает, что информация о дизайне и удобстве пользования должна быть принята от существующих пользователей и основанная на их мнении, должны быть спланированы изменения приложения.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх