Лучший способ запоминания в долговременную память. Учебник Мемотехники

Лучший способ запоминания в долговременную память. Учебник Мемотехники

Краткий обзор главы

Код, используемый в «главной системе»

Запоминание дат, телефонных номеров, любых числовых
последовательностей

Базовая «сотня» «главной системы»

Сделайте «главную систему» своей неотъемлемой частью!

«Секретный» код, с которым вы вскоре познакомитесь, есть то,
чем по большому секрету поделился со мной, «выложив карты на стол», профессор
Кларк в тот замечательный день — 38 лет назад.

Некоторым уже, возможно, стало понятно, каким образом
профессору Кларку удался столь эффектный «номер», потряс­ший студентов-первокурсников,
о чем я рассказывал ранее. Для того чтобы запомнить столь много информации, он
ис­пользовал один из принципов мнемоники: порядка и после­довательности. А что
дало ему возможность его применить? Конечно, «главная система»!

«Главная система» была изобретена в середине семнадца­того
века человеком по имени Станислаус Минк фон Венс-хайн. Целью фон Венсхайна было
создать систему, которая переводила бы цифры в буквы, а буквы в цифры, позволяя
составлять слова из любых комбинаций цифр и, наоборот, числа из любых
комбинаций букв.

В восемнадцатом столетии система была усовершенствова­на
англичанином Ричардом Греем.

Для перевода цифр в буквы «главная система» использует
специальный код, построенный таким образом, чтобы его лег­ко было запомнить. Код
этот следующий:

Цифра Буква или сочетание букв, соответствующее
цифре

0 = з, с, сс

6 = ш, ж, дж

Гласные а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я, согласные й, х, ц, щ,
а также ъ и ъ не соответствуют ни одной из цифр и используются как
«заполнители» при подборе ключевых формирующих образ слов, к чему вы вскоре
приступите.

Между цифрами и буквами было предложено именно такое
соответствие, ввиду того что соответствующие комбинации легко запомнить, как
объясняется ниже в таблице. Ряд букв играют роль «заполнителей», с тем чтобы
облегчить вам задачу составления базовой сотни слов-мнемонов.

Код, используемый в «главной системе», запоминается без
труда, если применить принципы запоминания, с которыми вы ознакомились ранее, и
принять во внимание следующие соображения.

Усвоив специальный код, вы получите возможность пере­водить
любое число в слово и любое слово — в число.

Это делается путем замены цифр числа на соответствующие им
буквы. Получив последовательность букв, необходимо да­лее использовать гласные
и согласные, не включенные в код, а также ъ и ъ в качестве «заполнителей»,
стараясь получить удобные для запоминания слова.

Например, из таблицы, содержащей первую сотню ключе­вых
слов, можно увидеть, что число 11 переводится, к приме­ру, в буквы д и т, из
которых можно составить слово дата.

0 Буква з — начальная буква в слове «зеру» (нуль, ноль); О
— последняя буква этого же слова. Буква С являет­ся парной букве 3, СС — часто
произносится как «с».

1 Буква Г имеет одну вертикальную линию. Д — пар­ная буква
для буквы Т.

2 Буква Н имеет две вертикальные линии и напомина­ет
римское число II (два).

3 Буква М, будучи повернутой на девяносто градусов по
часовой стрелке, напоминает по форме цифру 3.

4 Буква Ч по написанию напоминает цифру 4. Это так­же
первая буква в названии этой цифры.

5 Буква Л напоминает цифру 5, повернутую на девя­носто
градусов по часовой стрелке. Другое начерта­ние буквы Л, а именно как Щ, суть
перевернутое римское V (пять). Контур ладони левой руки (у ко­торой, как
известно, пять пальцев), повернутой к нам, когда пальцы направлены вверх, а
большой па­лец отведен в сторону, также напоминает букву Л.

6 Ш — первая буква в слове «шесть». Ж образует фо­нетическую
пару с Ш. Дж — буквосочетание, близ­кое по звучанию с Ж.

7 В букве К можно увидеть три начертания цифры 7. Г
образует фонетическую пару с К.

8 Ф и В напоминают по форме цифру 8, являясь, кро­ме того,
парными согласными.

9 Б — зеркальное отражение цифры 9, как и буква Р. Буква П
образует фонетическую пару с Б.

Аналогично, число 43 переводится в буквы ч и м, из которых
легко составляется слово чума.

Используя два «заполнителя» из гласных букв, легко по­лучить
слово «чума», которое столь же легко переводится назад в число 43 путем
отбрасывания «холостых» гласных. (Придумывая слово, всегда следует
придерживаться последовательности в переборе гласных, так чтобы за а следо­вало
е, затем ё и.т.д., поскольку, соблюдая такое правило, вы скорее «вернетесь» к
нужному слову, если случайно его забудете. Предпочтение, однако, также следует
отдавать действительно удобным для запоминания словам, поэто­му иногда
изложенным выше правилом можно пренебречь ради более «памятных» ключевых слов.)

Подобным образом число 83 переводится в буквы в и м,
согласно одному из вариантов кода, использовав для которых два «заполнителя»,
получаем слово вымя, которое немедлен­но переводится обратно в число 83.

Запоминание дат, телефонных номеров и любых числовых
последовательностей

Используя основную систему, можно перевести любое чис­ло
(включая телефонные номера) или любую дату в смысло­вые единицы языка (слова)
или фразы, что значительно упрощает задачу запоминания числовых
последовательностей (см. книгу «Суперпамять»).

Не менее важно — и это станет основной темой оставшей­ся
части данной книги — следующие обстоятельство: посред­ством «Главной системы»
легко формируется первая сотня базовых, ключевых мысленных образов, к которым
затем мож­но «привязать» любые 100 объектов, которые вы желаете за­помнить. От
этой базовой «сотни» можно затем легко перей­ти к 1000, далее к 10000 и так до
бесконечности!

Базовая «сотня» основной системы

Базовая «сотня» основной системы состоит из чисел от 0 до 99
и слов, соответствующих им (которые станут вашими по­стоянными ключевыми
формирующими образ словами). Со­ставляются данные слова из букв, соответствующих
цифрам числа, и «заполнителей», взятых из совокупности не исполь­зуемых в коде
букв. Подбирая гласные и прочий «балласт», следует придерживаться порядка,
обусловленного положени­ем букв-«заполнителей» в алфавите, т.е. сначала а,
затем е и т.д. Зачем это следует делать? Да просто, если по какой-то причине вы
запамятовали ключевой мысленный образ, вам будет гораздо легче вызвать его в
памяти, имея легкую, ис­пользующую алфавитный порядок систему.

Базовая сотня слов представлена в матричной форме, что по­зволяет
вам оперировать группами по десять слов, а также при­учить себя к принятой во
всей рассматриваемой системе форме представления данных, наиболее удобной для
их запоминания. Запоминая базовую «сотню», периодически мысленно воз­вращайтесь
к базовому коду и следите за тем, чтобы для каж­дого слова из числа ключевых
вам удавалось сформировать ясный мысленный образ, используя как можно большее
чис­ло принципов запоминания.

Если, основательно попрактиковавшись в применении ба­зовой
сотни ключевых образов, вы замечаете, что какое-то конкретное слово вызывает у
вас трудности и вместо него «на­прашивается» другое, состоящее из тех же
базовых букв, сме­ло заменяйте «неудобное» слово.

Чтобы облегчить вам запоминание некоторых не совсем
привычных слов из числа ключевых ста, предлагаем следую­щие пояснения: Ной (2)
— имя библейского праведника, из­бранника Господа, который, по совету свыше,
спасся от все­мирного потопа, построив ковчег и взяв себе в спутники «каж­дой
твари по паре»; «На-на» (22) — российская поп-группа; Ника (27) — богиня победы
в древнегреческом пантеоне; НЭП (29) — аббревиатура от термина новая
экономическая по­литика; Чичи (44) — прозвище мартышки, персонажа книги «Доктор
Айболит» К.Чуковского; «Чайф» (48) — российская поп-группа; чип (49) — общее
название микросхем всех видов и родов; ВИЧ (84) — вирус иммунодефицита
человека.

Первая десятка

Для облегчения задачи освоения основной системы, оста­новимся
для начала на первых десяти ключевых словах. Пред­ставьте себе, что вам требуется
запомнить перечень, включа­ющий в сумме десять предметов обихода и продуктов
питания, которые вам поручили купить в магазине, и что у вас не ока­залось под
рукой ни ручки, ни клочка бумаги, чтобы их запи­сать (что часто все равно
пустая трата времени, поскольку многие люди забывают, куда положили потом этот
список!).

Вы затем попробуете применить мнемонические правила и
максимальное число функций сознания, за которые отвечают левое и правое
полушария вашего мозга, с тем чтобы накреп­ко запомнить упомянутый перечень
сначала в прямом, затем — в обратном порядке и, наконец, вперемешку!

Представим себе, что требуется запомнить следующий список:

1. Бананы. 6. Картофель.

2. Яблоки. 7. Помидоры.

3. Крем для обуви. 8. Мука.

4. Зубная паста. 9. Хлеб.

5. Керамическая кружка. 10. Апельсины.

Используя основную систему и применяя принципы мне­моники
точно так же, как и при запоминании планет Солнеч­ной системы, можно предложить
следующий порядок запоми­нания вышеперечисленного:

1.1 — Дух/Бананы: Представьте себе, что вы оказались на скла­де,
где хранятся тропические фрукты. «Банановый дух» столь силен, что у вас в
буквальном смысле «текут слюнки». Вы в совершенном восторге от предложения
хозяина склада угос­титься бананами в любом количестве и абсолютно бесплат­но!
В своем представлении вы должны ощущать запах (дух), вкус и даже осязать
бананы, которыми вас угощают.

2. 2 — Ной/Яблоки: В данном случае представьте себе Ноя,
стоящего на носу своего ковчега, на фоне беспокойного моря. Ной жонглирует
красными и зелеными яблоками, ухитря­ясь откусывать от них, при этом не
прекращая своего заня­тия. Продолжая жонглировать, он бросает яблоки, одно за
другим, животным, заполнившим верхнюю палубу, и те, благодарные, ловят их на
лету.

3. 3 — Май/Крем для обуви: Представьте себе, что майским
солнечным днем вы собираетесь на свидание. И ради этого чистите свои парадные
ботинки. Вообразите себе эту сцену предельно ясно. Запах кожи и обувного крема
должен чу­диться вам столь же отчетливо, будто вы и на самом деле в данный
момент занимаетесь чисткой обуви. Добавьте немно­го юмора: представив себе, что
ваша подружка — прелест­ная негритянка, вы решаете выдать и себя за представителя
ее расы, «начистив» себе лицо черным кремом!

Чем более экстравагантны и гротескны образы, которые вы
создаете, тем лучше, поскольку личная ассоциация практически всегда более
«памятна», нежели та, что предложена вам кем-то со стороны. С оставшимися семью
покупками проделайте то же самое, применяя принципы мнемоники и памятуя о том,
что от вас требуются предельная живость воображения и полная свобода ощущений.
Поработав над каждым элементом списка, проверьте сами себя, насколько хорошо вы
их запомнили, или попросите кого-нибудь проверить вас. Случись, что вы упустили
что-нибудь, вернитесь к неусвоенному, про­анализируйте, в чем состояла слабость
сформированного вами образа, и попробуйте усилить соответствующую ассоциацию.
Ко времени, завершения работы над всеми десятью элемен­тами списка, вы
продвинетесь от первоначальной системы связного изложения, с помощью которой вы
запоминали пла­неты Солнечной системы, к системе «зацепок». Последняя, как и
«Главная система», использует перечни ключевых мыс­ленных образов, к которым вы
можете «привязывать» все, что бы ни пожелали запомнить, как только что
проделали с 10-элементным списком.

Сделайте «Главную систему» неотъемлемой частью своей жизни!

В течение последующих двух-трех дней посвятите себя ус­воению
Основной Системы, придав работе над ней характер увлекательной игры. Стремитесь
довести до совершенства ключевые мнемонические образы, предельно увеличив ско­рость,
с которой вам удается вызвать их в памяти. Обращай­те внимание на то, чтобы в
ходе запоминания ключевых слов вы использовали все ныне известные вам
мнемонические принципы и функции головного мозга. Вы твердо помните свое имя,
адрес и телефонный номер — добейтесь того же эф­фекта с «Главной системой»!
Книга «Суперпамять» поможет вам ознакомиться с другими аспектами применения
данной системы. Все то, что будет далее изложено в настоящей книге призвано, в
первую очередь, помочь вам перейти от более простой, базирующейся на 100
ключевых образах системы к той которая оперирует уже 10 000 образов. Кроме
того, вы пройдете своеобразный «учебный курс», приобретя массу ин­тересных
знаний из многих областей культуры и науки.

От 100 до 10 000 — за один присест!

Усвоив базовую «сотню», можно, придерживаясь порядка,
который значительно упростит задачу запоминания, постро­ить теперь для себя
мнемоническую систему из 10000 ключе­вых образов: саморасширяющуюся
саморазвертывающуюся генеральную мнемоническую матрицу (СЕМ3) (СЕМ3 —
транслитерация английского термина SEM3, расшифровываемо­го как Self-Enhancing
Master Memory Matrix, при этом три последних слова были сокращены до М3, т.е.
«трижды М»: — Прим. перев).

СЕМ3 позволит вам не только запомнить всю информацию,
которая будет предложена вам в последующем в этой книге, но и любой другой
перечень данных, представляющий для вас ин­терес. Тем же, кто пользуется
«универсальным персональным органайзером» (УПО) (система ведения личного
дневника, предлагаемая в Центре Бьюзена), СЕМ3 позволит запоминать, если
пожелаете, любые более менее значительные события не только каждого года, но
даже каждого дня вашей жизни!

Напутственные слова

В следующей главе вы убедитесь в том, что это возможно,
получите подробные разъяснения по поводу саморасширяющейся генеральной
мнемонической матрицы и узнаете, как
следует ею пользоваться.


Просмотров: 3567

Категория: ,

СИСТЕМА ЗАПОМИНАНИЯ «ДЖОРДАНО»

Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа — оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти«, где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот, якобы, жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.

Название: Учебник Мемотехники. Система запоминания Джордано.

Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа — оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.
Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.
«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. ВВОДНЫЕ СТАТЬИ 2

СИСТЕМА ЗАПОМИНАНИЯ «ДЖОРДАНО» 2
НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ 2
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ 2
СИСТЕМА ЗАПОМИНАНИЯ 3
ОГРАНИЧЕНИЯ СИСТЕМЫ «ДЖОРДАНО» 4
ПОРЯДОК ОСВОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ 4
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? 5
ЗАГЛЯНЕМ В ГОЛОВУ МНЕМОНИСТА 6
МНОГОЛИКАЯ МНЕМОТЕХНИКА 7
НАРОДНАЯ МНЕМОТЕХНИКА 8
КЛАССИЧЕСКАЯ МНЕМОТЕХНИКА 8
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МНЕМОТЕХНИКА 9
ЦИРКОВАЯ (ЭСТРАДНАЯ) МНЕМОТЕХНИКА 9
СПОРТИВНАЯ МНЕМОТЕХНИКА 9
СОВРЕМЕННАЯ МНЕМОТЕХНИКА 10
КОМУ НУЖНА МНЕМОТЕХНИКА? 11
Школьникам и студентам 11
Преподавателям 11
Просто в жизни 11
Для самообразования 11
Ораторам 11
Для сохранения здоровья 12
ЧАСТЬ 2. МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ 12

ПАМЯТЬ — ОБЛАСТЬ ПАРАДОКСОВ 12
Продукт деятельности мозга 13
Объекты окружающего мира 13
Связи, связи и только связи 13
РЕАКЦИЯ МОЗГА НА РАЗНЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ 15
ПАМЯТЬ И ЗАПОМИНАНИЕ 18
Непроизвольное запоминание 18
Произвольное запоминание 18
Сверхпроизвольное запоминание (метапамять) 18
ПАМЯТЬ В СИСТЕМЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 19
Процесс «Внимание» 19
Процесс «Представление» 20
Процесс «Ощущение» 20
Процесс «Мышление» 20
Интеллект 21
Воображение 21
СМЫСЛ ЗАПОМИНАНИЯ 22
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 23
Временные характеристики электрической памяти 23
Голография 23
Стоячая волна 23
Голограмма 23
Пространственная частота 24
Зрительный анализатор 24
Обратная связь 25
Резонанс 26
Фильтр пространственной частоты 26
Дирекциональная избирательность 26
Фоновая активность нервных клеток 28
Рабочая активность нервных клеток 28
Синапсы 28
Схема образования электрической связи 28
РЕФЛЕКТОРНАЯ ПАМЯТЬ 30
Временные характеристики рефлекторных связей 30
Отличия электрических и рефлекторных связей 31
ВОССОЗДАЮЩЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ 31
ЧАСТЬ 3. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ МНЕМОТЕХНИКИ 33

ОТ ЧАСТЕЙ — К ЦЕЛОМУ 33
ЕСТЕСТВЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ 33
ИСКУССТВЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ 34
НАВЫК ЗАПОМИНАНИЯ 35
ПРОВЕРКА НАВЫКА ЗАПОМИНАНИЯ 36
Описание программы «Мастер запоминания» 36
«Вводный тест» 36
«Тренировка» 36
«Экзаменационный тест» 37
Нормативные показатели 37
Проверка скорости узнавания (проверка рефлекса) 38
ОБРАЗЫ — ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ 38
Какие не должны быть зрительные образы в вашем воображении 38
Какие должны быть представляемые в воображении образы? 39
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ПРОЦЕСС «ПАМЯТЬ» 39
Другие мыслительные операции 39
Операция «Увеличение-уменьшение образа» 40
Операция «Вращение образа» 40
Операция «Соединение образов» 41
Операция «Выделение подобразов (частей образа)» 41
Операция «Видоизменение образа» 41
Операция «Трансформация образа» 41
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБРАЗОВ 41
ОПОРНЫЕ (СТИМУЛИРУЮЩИЕ) ОБРАЗЫ 42
ДВА ТИПА ОБРАЗОВ 43
ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ» 43
ОБРАЗОВАНИЕ АССОЦИАЦИИ 45
ПРАВИЛА ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗЕЙ 46
ДЛЯ ЧЕГО ВЫДЕЛЯЕТСЯ ОСНОВА АССОЦИАЦИИ 47
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ И СКОРОСТНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ 47
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОБРАЗНЫМИ КОДАМИ 48
КАК РЕГУЛИРОВАТЬ ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ 48
МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ 49
Эффект стирания ассоциации 49
Эффект сворачивания ассоциативных цепочек 49
Эффект первого образа 50
Эффект непосредственного припоминания 50
Эффект ассоциативного припоминания 50
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ 50
Скорость запоминания 50
Скорость припоминания 50
Качество запоминания 50
Объем запоминания 51
Надежность запоминания 51
ЧЕТЫРЕ ЭТАПА ЗАПОМИНАНИЯ 51
Кодирование 51
Запоминание 51
Запоминание последовательности 51
Закрепление связей в мозге 52
ЧАСТЬ 4. ПРИЕМЫ КОДИРОВАНИЯ 52

БУКВЕННО-ЦИФРОВОЙ КОД (БЦК) 52
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛОВА ОБРАЗОМ 52
ПОДБОР СЛОВА ПО СОГЛАСНЫМ БУКВАМ 53
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЧИСЕЛ В ОБРАЗЫ 53
Преобразование в образы чисел от 01 до 09 53
Преобразование в образы чисел от 10 до 99 53
Преобразование в образы чисел от 000 до 999 53
КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЦИФРОВОГО РЯДА 54
ПРИЕМ СИМВОЛИЗАЦИИ 54
ХОРОШО ЗНАКОМАЯ ИНФОРМАЦИЯ 55
ПРИЕМ КОДИРОВАНИЯ ПО СОЗВУЧИЮ 55
ПРИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ 56
МЕТОД НАВОДЯЩИХ АССОЦИАЦИЙ 56
КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЗВУКОВ 57
КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЗНАКОВ 58
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (00 — 99) 58
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (000-999) 59
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ НАЗВАНИЙ МЕСЯЦЕВ 59
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ ДНЕЙ НЕДЕЛИ 60
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ БУКВ АЛФАВИТА 60
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ КОДЫ 60
ДРУГИЕ ОБРАЗНЫЕ КОДЫ 61
МЕТОД ВЫДЕЛЕНИЯ ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО ПРИЗНАКА 61
Функции отличительного признака 62
Выделение отличительного признака на фотографии 62
Выделение отличительного признака у хорошо знакомого вам человека 62
Выделение отличительного признака у незнакомого человека, стоящего перед вами (ситуация «Знакомство») 62
Выделение отличительного признака у человека, образ которого вам неизвестен 63
Выделение отличительного признака из интерьера помещения 63
Внимание: ложные и стандартные отличительные признаки 63
МЕТОД СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ 63
ЧАСТЬ 5. ЗАПОМИНАНИЕ 64

ТРИ СПОСОБА СОЕДИНЕНИЯ ОБРАЗОВ 64
СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ ОБРАЗОВ 65
ОБРАЗОВАНИЕ АССОЦИАЦИИ 66
СОЕДИНЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ 68
ЧАСТЬ 6. ЗАПОМИНАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ 69

МЕТОД ЦИЦЕРОНА 69
ПРИЕМ СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ 70
ВЫДЕЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ ОБРАЗА 70
ПРИЕМ «ЦЕПОЧКА» 71
ПРИЁМ «МАТРЁШКА» 72
ЗАПОМИНАНИЕ ПОД ПОРЯДКОВЫМИ НОМЕРАМИ 73
ЗАПОМИНАНИЕ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ 74
ПРИЕМ ВОЗВРАТА 74
ЗАКРЕПЛЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ 75
НЕВИДИМЫЕ ЧАСТИ ОБРАЗА 75
НУМЕРАЦИЯ ОБРАЗНЫМИ КОДАМИ 76
ЧАСТЬ 7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ В МОЗГЕ 76

МЕТОД АКТИВНОГО ПОВТОРЕНИЯ 76
ПРОСМОТР В ВООБРАЖЕНИИ ОПОРНЫХ ОБРАЗОВ И ОСНОВ АССОЦИАЦИЙ 78
ПОВТОРЕНИЕ С ПОЛНОЙ РАСШИФРОВКОЙ 78
ПРИЕМЫ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОРИСОВКИ 78
Закрепление образных кодов 79
Закрепление иностранных слов 79
Закрепление новых знаков 79
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ОПОРНЫХ ОБРАЗОВ 80

Что значит «запомнить в долговременную память
»?

Это во-первых — запомнить, а во-вторых — повторить!
Вот от этого и будем плясать 🙂

Данная статья носит обзорный характер и показывает основные способы запоминания и повторения, которые существуют. Каждому из этих способов будет уделена отдельная статья.

Запоминание и повторение

В своих тренингах и семинарах я регулярно повторяю, что процесс запоминания и повторения — разные.
Чаще всего информацию пытаются запомнить зазубрив, а повторить — еще раз считывая, просматривая, прослушивая ее.

Это самый доступный и неэффективный
способ.

В этой статье хочу осветить основные стратегии запоминания в долговременную память и их эффективность.

Если НЕ использовать техники запоминания, то достаточно сложно как-то разграничить процессы запоминания и повторения.

Например, я помню, как в школьные годы учил различные стихи, определения по физике, химии — это выглядело примерно так:

  1. берешь учебник,
    читаешь определение, стараешься понять о чем, вообще, написано.
  2. пытаешься повторить первую фразу определения, проговаривая ее много раз про себя (иногда, вслух) Повторяешь до тех пор, пока не кажется, что запомнил.
  3. далее переходишь к следующей фразе и так же вслух ее много раз повторяешь. Далее пытаешься повторить много раз обе фразы вместе. Шаги 3-4 повторяются до тех пор, пока не зазубривается все определение
  4. на следующий день пытаешься вспомнить. Как правило, какой-то кусочек определения забылся. Тогда — открываешь учебник, читаешь определение несколько раз, параллельно проговаривая про себя всё определение. Иногда даже создается ощущение — «Всё! Теперь точно запомнил!». Но после обнаруживается (обычно в самый ответственный момент), что тот кусочек все-таки не повторился должным образом.

Примерно так выглядели процессы запоминания и повторения, которые я обозначил зубрежкой и считыванием соответственно.

У большинства людей это происходит абсолютно так же.

По-другому же нас не учили запоминать?


Когда вы запоминаете информацию осознанно, кодируя её в визуальные образы, то здесь есть четкое отличие процессов повторения от запоминания.

Давайте я дам определения этих процессов:

  • Зубрежка
    — многократное повторение информации
  • Считывание
    — процесс восприятия информации с текстового, аудио, видео носителя.
  • Запоминание
    — создание связей между элементами воспринимаемой информации
  • Вспоминание
    — процесс активизации из памяти связей, созданных ранее (БЕЗ подглядывания в источник информации: книгу, видео, аудиозапись)
  • — то же, что и вспоминание, но выполняется в определенные промежутки времени.

Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку
:

Таблица эффективности запоминания

Теперь, когда вы понимаете, чем отличаются выше описанные процессы, я представляю вам свою таблицу эффективности запоминания информации в долговременную память.

Она состоит из совокупности способ запоминания и повторения информации.

Сочетание способов расположено в порядке увеличения эффективности запоминания в долговременную память.

Все эти этапы проверены на собственном опыте, а так же студентами моих курсов.

  1. Зубрежка + считывание
  2. Зубрежка + вспоминание
  3. Зубрежка + интервальное повторение
  4. Мнемотехники + считывание
  5. Мнемотехники + вспоминание
  6. Мнемотехники + интервальное повторение

Таблица эффективности способов запоминания в долговременную память

Красным

— запоминание
Синим

— повторение
Цифры по возрастанию
— эффективность совокупности приемов

Прокомментирую, почему именно такая таблица и почему лидер в ней — совокупность «мнемотехника»+»интервальное повторение».

Считывание информации дает вам практически нулевую полезность в плане запоминания. Если вы хотите повторить и запомнить надолго, то повторяйте только по памяти (процесс «вспоминание»)! Отвернитесь от листочка, компьютера, книги и попытайтесь самостоятельно извлечь данные, которые вы пытаетесь запомнить.

Если же вам это не удается сделать целиком, то подглядите в источник информации. Но! После обязательно повторите по памяти, не опираясь на источник.

Когда вы вспоминаете информацию, а не считываете, в мозгу активизируются связи, созданные при запоминании. Чем чаще они активизируются, тем прочнее они становятся и информация запоминается лучше. При простом считывании связи активизируются по минимуму.

Вспоминание в разы эффективнее и по сути единственное правильное повторение. Интервальное повторение (о нем поговорим позже) просто экономит вам еще больше времени при запоминании в долговременную память, но основа все та же — повторение по памяти.

С повторением разобрались. Теперь про запоминание.

Вообще, про запоминание у меня есть целый сайт — вот этот)) На котором вы сейчас находитесь. И весь это сайт посвящен тому, как эффективно запоминать. Совокупность приемов и техник эффективного запоминания называется «мнемотехника». Преимущественно это техники запоминания на основе представления информации в виде ярких визуальных образов и создания связи между ними.

Мнемотехника и программа ANKI

Что касается интервального повторения, то о нем будет отдельная подробная статья, вкратце опишу, почему это лучше.

Представьте, вы запомнили таблицу Менделеева. Чтобы вспомнить через 1 год вам нужно ее периодически повторять.
Но когда именно?
Первое, что приходит в голову — например, 1 раз в неделю. Это 52 раза в год.

Рабочая схема? Рабочая.

Но нюанс в том, что на практике вам не обязательно повторять ее так часто.
Через несколько повторений, например 12-15 вы поймете, что знаете ее уже назубок.

Вопрос
«Зачем тогда вам продолжать её так часто повторять?
»

Этот вопрос, как раз и закрывает «интервальное повторение»
. Оно позволяет вам повторять нужную информацию только в те промежутки времени, когда она может забыться и с таким минимальным количеством повторений, чтобы через 1-3-5 лет информация осталась у вас в памяти.

На данный момент лучшая программа, которая позволяет повторять вам информацию по принципу интервального повторения — ANKI. В нее в виде карточек вы загружаете интересующие вас данные и периодически (программа сама выдает информацию в нужное время) повторяете.

Мнемотехника в сочетании с интервальным повторением (программа ANKI) — это убойная вещь!

Конечно, «убойная» в плане эффективного обучения 🙂

Сами по себе они являются лучшими среди аналогичных приемов (мнемотехника лучше зубрежки, а интервальное повторение лучше ежедневного беспорядочного вспоминания)

Мнемотехника лучшее в запоминании!
ANKI (интервальное повторение) лучшее в повторении!

Поэтому связка «мнемотехники + интервальное повторение» дает наибольшую эффективность при запоминании в долговременную память.

Если у вас есть альтернативы, как сделать процесс запоминания на длинных временных дистанциях еще эффективнее или у вас остались вопросы, то пишите в комментарии.

Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа — оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх